воскресенье, 24 марта 2013
Художественный музей часто обращается к концептуальным темам, и эта, посвященная году Королевства Нидерландов в России, как раз одна из них. В коллекции курганского музея, к сожалению, нет подлинников голландских мастеров, но — решили наши искусствоведы — в Кургане немало талантливых художников, способных откликнуться на предложение пофантазировать на тему «старой доброй» бюргерской Голландии. Так появились работы, по настроению, форме или стилю ассоциирующиеся с образом этой страны. В экспозицию вышло 43 произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства двадцати шести авторов, большей частью курганцев. Кроме того гостям выставки предложен и ряд классических, голландских по духу, натюрмортов советских живописцев из собрания КОХМ.
читать дальшеС Нидерландами художественный музей непосредственно связывают три декоративных элемента на фасаде здания КОХМ: их в 1996 году курганские художники вместе с голландскими коллегами специально оформили в знак сотрудничества и дружбы. С той же поры в Кургане осталась и картина «Розовое ухо Лилиан» Артура Гафарова. Его работа — память не только о совместной выставке, но и неизбежная аллюзия на Ван Гога: ведь кто без подписи догадается, что изображенное на картине ухо принадлежит не великому грот-зюндертскому постимпрессианисту, а его милой соотечественнице? К тому же совсем рядом — амстердамские небоскребы Олега Бровина и его же «Долина Ла Кро», ремейк на картины голландского мастера позапрошлого века... «Махровый тюльпан» Марины Кошкаровой непременно переносит в апрельский цветущий Амстердам, а «Портрет дочери» Алексея Кочарина — ассоциируется с северной Моной Лизой, и вызывает в памяти кадры из фильма Питера Уэббера «Девушка с жемчужной серёжкой» (2003), представившего альтернативную историю работы нидерландского художника Яна Вермеера над самой своей узнаваемой картиной.
Валерий Хорошаев предложил для экспозиции постер, изданный в Амстердаме к 400-летию Рембрандта Ха́рменса ван Рейна, а также копию с работы великолепного мастера офорта Абрахама Босса, сделанную в 1879 году, с изображением интерьера мастерской гравера. Геннадий Иванчин предоставил для выставки ряд копий с картин Рембрандта, в том числе — с «Данаи», сейчас находящуюся в частной коллекции. Особенность этой копии в том, что художник сохранил черты лица своей курганской модели. Поддержал концепцию и Эдуард Алексеев: его имитация витражного окна, особенно популярного в Европе эпохи Возрождения, украсила музейный зал и позволила полюбоваться на лучи солнца, проходящие сквозь цветное стекло.
Натюрморты с разной снедью, классические для советской живописи, появились в послевоенные голодные годы, они представляют нам советские реалии: нехитрая еда, посуда и предметы быта — бокалы, чайники, ключи, цветы в вазе — напоминают работы голландцев, впервые писавших натюрморт как изображение охотничьих трофеев и товаров их рыбных лавок. Авторов этих советских полотен — Гришина, Коршунова, Садова, Архипова — иногда называют «малыми голландцами»: так тонко они передали стилистику работ европейских мастеров, привнеся в них также отечественные мотивы.
Созданию атмосферы «карманной» Европы также помогли и тюльпаны, и фрукты, и голландский сыр, и большие морские раковины, неизменный атрибут морских портов, и модель гукора — парусного двухмачтового судна, какие строили как рыбачьи лодки в Нидерландах в XIII—XV веках... Курганцам кусочек Голландии будет доступен до 25 марта.
@темы:
пьёт и пишет, поёт, и пляшет, и ворожит