понедельник, 18 февраля 2013
«Главное — помнить, что вы находитесь на территории искусства», — именно этими словами проводил на вернисаж журналистов куратор выставки «Пабло Пикассо. Искушение» Александр Щеляков (Москва). Залам Курганского областного художественного музея выпала честь принимать подлинники одного из самых неоднозначных художников XX века. 8 февраля экспозиция начала свою работу.
читать дальшеПикассо было уже далеко за восемьдесят, когда Европу накрыла сексуальная революция, и на смену салонному искусству пришло другое — откровенное, озорное, нахальное, раскрывающее нового человека, дерзкого, свободного, опьяненного своей молодостью и красотой. С марта по октябрь 1968 года, на закате своей жизни, теряя зрение, Пабло Пикассо создает один из самых грандиозных циклов графических работ Suite 347, названный по числу вошедших в него произведений. Серия состоит из 347 офортов, подготовленных к изданию мастерами печати братьями Альдо и Пьеро Кроммелинк (Crommelynck). Долгое время (до 90х гг.) Suite 347 была недоступна широкому зрителю из-за цензурных ограничений и ограниченного тиража: L'Atelier Crommelynck (Париж) отпечатали лишь 50 экземпляров цикла, причем лишь 7 общедоступных музейных собраний владеют полным объемом серии, остальные находятся в частных коллекциях. Но ценителям графики повезло: проект «Искушение» впервые в России демонстрирует 105 работ Пабло Пикассо из знаменитой Suite 347. Они были переведены в литографии и изданы в Германии на бумаге, специально изготовленной по особой технологии в 1990-92 гг. Издание представляет собой вторую официальную публикацию работ Пикассо этой серии, подготовленную Mulheim Museum (Германия) ограниченным тиражом в 300 экземпляров с согласия наследников художника.

Сила и жажда жизни — в каждом рисунке за кажущейся неуемной эротической фантазией художника, множество персонажей, обладающих каждый своим характером, темпераментом, настроением — вот что скрывается за множеством обнаженных фигур на бумаге, обилие линий, переплетающихся друг с другом тел и предметов — в этом всем видится протест мастера против смерти, его попытка побороть страх и забвение. С веселой яростью, неукротимо работал Пикассо над Suite 347, по 5-6 новых работ в день появлялось из-под его руки, вмещая в себя широчайший диапазон эмоций и человеческих страстей, вдохновленных различными мотивами от мира цирка, корриды, театра и комедии, мифологии, гротесковыми аллюзиями на образы Рембрандта и Дега, сливающихся в одном безудержном экстазе. «Искушение» — это не просто неприкрытая эротика, это триумф страсти, это кипучая энергия и безграничное воображение, выразившиеся в действительно откровенной и неоднозначной форме. Здесь можно увидеть и признаки старческого вуайеризма, и картины пылких свиданий, и работу художника и его модели... Надо отметить, что мастерская художника и его отношения с моделью — одна из распространенных тем серии, но Пикассо раскрывает ее, намеренно снижая пафос: ведь разве могут сравниться исключительно сексуальные отношения между мастером и натурщицей с тем, что связывает их в момент написания работы? Разве, обнажаясь перед творцом, девушка не отдает ему свое тело — для создания, может быть, лучшей работы в его творческом наследии?..

Интимно-лирическое настроение выставке задает не только ее тематика, но и реализация задумки организаторов погрузить зрителя в полутеатральный мир Западной Европы: уличные фонари, увитые пожелтевшей листвой, горящие мягким светом, драпированные бардовыми и черными тканями ширмы, манекены, обернутые парчой и тюлем на манер вечерних платьев — и обязательно маски! Ведь это придает еще большую пикантную загадочность дамам, скрывающимся за ними, и побуждает к новым манящим фантазиям. Но зритель не мог скрыться под маской, и продемонстрировал весь спектр реакции на экспозицию. От шока до восторга, от открытия для себя Пабло Пикассо с новой, ранее незнакомой стороны, до полного неприятия — «Искушение» стоит того, чтоб о нем говорили, обсуждали...
Легкая музыка, специально подобранная для выставки, помогает отвлечься от суеты и раствориться в мире, далеком от ежедневных проблем и житейских неурядиц, а демонстрация для всех желающих фильма «Бык зимой. Последние годы Пабло Пикассо» (BBC, 1997) — углубиться где-нибудь за ширмой, наедине с собой, в историю жизни и творчества художника, которого воспринимают уже не как человека, а как уникальное явление, как невиданный феномен XX столетия.
@темы:
пьёт и пишет, поёт, и пляшет, и ворожит