недовлюбившиеся люди недорастраченным теплом могли бы обогреть кварталы недопостроенных домов
зарисовка по православной журналистикеЕсть у коми-пермяков народная сказка. Жили-были муж с женой, да не было у них детей. Поговаривали в народе, что проклял Аскын еще до замужества самый сильный местный колдун, Пам, за то, что отвергла его. Обещал ей исцеление, если от мужа уйдет, но та была непреклонна. Все тягалась с шаманом силой: возила подношения священной Прокудливой березе, надеялась на помощь березового сока. Раз в год берут у Прокудливой березы сок, да и то по глоточку жрецам — простым людям по капле достается. А в этот год что-то неладное с березой: вокруг уже все зеленеют, а на священной только почки набухли. И стоит береза всеобщим страшилищем, и на вершине ее каркает ворон.
А в избе у березы все жрецы собрались: молодой страж принес дурную весть, мол, идут на Пермь люди из Руси, безоружные, а с собой у них только амулет в виде креста. И никакие стрелы их не берут, все амулет обращает против стрелявших, еле живы остались. Великий колдун их ведет.
Тот, кого зыряне приняли за колдуна, — ростовский инок Стефан, посвятивший свою жизнь миссионерству и проповедничеству среди язычников. Он родился в 1340 году в Усюге, в семье русского причетника Симеона и его жены зырянки Марии, которой в раннем детстве юродивый Прокопий Устюжский предсказал стать матерью просветителя пермяцкого народа. Под влиянием матери маленький Степа быстро выучился читать, а в храме, сопровождая отца на службах, овладел церковным уставом и стал помогать отцу в богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
Под влиянием предсказания, полученного его матерью, еще в молодости Степан поступает в монастырь святого Григория Богослова в Ростове, где принял иночество и его постригли Стефаном. Инок стремился к знаниям, а монастырь славился богатой библиотекой. Стефан желал читать святых отцов в подлиннике, для этого овладел греческим. А когда помогал отцу в храме, он часто общался с зырянами, мог разговаривать на их языке и прекрасно понимал, что те вполне способны воспринимать чужое учение, если его донесут им на родном языке. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений посвятил его в сан иеродиакона. В 1379 году, приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: "Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову". Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Так в возрасте 39 лет иеродиакон Стефан вернулся к зырянам. На самом деле пермяцкая сказка врёт: никаких других монахов Стефан с собой не вел, а просто поселился недалеко от места впадения Северной Двины в Вычегду, стал пахать землю и выращивать овощи. Встретили его, правда, коми действительно враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной.
Что же касается Прокудливой березы, то срубить ее отец Стефан действительно собирался. Во-первых, потому, что она была чуть ли не главным идолом зырян, которых он пришел просвещать, а во-вторых, потому, что чудное творилось со всяким христианином, оказавшимся ненароком под березой. Любой православный, кто засмеется под ней, бы обречен на верную смерть, а смеялся каждый — такова была воля лукавого. Так что уничтожить бесовское дерево нужно было обязательно.
Но вернемся к легенде. Подступы к березе для Стефана закрыли на несколько рядов. Зыряне были готовы обороняться и стрелами, и копьями, а святитель лишь творил молитву. К ночи пора было начинать. Он подошел к дереву один, слыша, как береза вдруг стала стучать голыми ветвями, склоняться, словно прощалась с жизнью. Словно очнулись жрецы. Один из них перекувыркнулся, ударился оземь, и страшным волком оскалил пасть. Но лишь посох, крестом увенчанный, был поднят, как тут же волк пал бездыханным. Другой айка выступает: медведем возвысился. И опять пришелец посох поднимает, и тот уползает еле живой. Третий, изрыгая огонь, гундор-змей летающий. Но от слов «Изыди, сатана!» — увял он. Жрецы преграждали путь Стефану огнем, болотом и скопищем гадов. А Стефан мерно и неостановимо шел к Березе. Со всех концов сбежавшийся народ смотрел на поединок. Пришло время великого кудесника Пама (того самого, что заколдовал непокорную зырянку), тот же, сказав, что их бой будет позже, уплыл на лодке.
— Убей русича, — просила Аскын мужа, — березе защита нужна, она наше спасение.
Мужчина безропотно натянул лук, целясь прямо в грудь Стефану, где крест сияет. Замер народ, а Стефан молитву шепчет. Мгновение… и опустил охотник лук. Стефан взглянул прямо в глаза последнему защитнику и улыбнулся: дети вы неразумные, сердцем чистые. Мужчина безропотно отдал ему свое оружие.
Стук топора вдруг нарушил тишину. И час, и второй рубит дерево монах, а дерево стоит невредимо. Тогда опрыснул Стефан топор свой святою водой, и первый же удар сделал глубокую зарубину. Из раны хлынула кровь.
— Живую плоть крамсаешь, пришелец! – ахнул народ.
Старый ворон захлопал крыльями, пытаясь взлететь, но упал под ноги монаха. А Стефан все рубит и рубит. Его спутники читают молитвы, а жрецы шепчут магические заклинания. С пермячкой же, тем временем, творилось неладное: она умирала, и никто не мог ей помочь.
День рубил святитель дерево, и второй рубил, наступил день третий. Взмолилась береза: «Пожалей меня, Стефан! Не губи, дай пожить под ясным солнышком». Стефан же безжалостно продолжал рубить. Смотрит охотник кругом: сколько пало в беспамятстве людей! А жрецы корчатся: грызет их внутренности березовый сок. К исходу третьего дня упала наземь гигантская береза. Из прогнившего дупла вдруг полезли наружу ящерицы, жабы, невиданные змеи и прочая нечисть. А у головы Аскын, сидела жирная жаба. Это проклятье главного жреца вышло из нее, и муж ее раздавил беса головней из костра.
И тогда ожила зырянка: щеки стали розоветь, глаза заиграли, руки потеплели.
Люди нашли пилы, начали распиливать березу на отдельные части, чтобы сжечь на костре. Молодежь с гиканьем добивала расползающуюся нечисть.
Теперь мог отдохнуть и Стефан:
— Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне, — обратился он к зырянам с проповедью.
На месте Прокудливой березы иеродиакон Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы, а крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили иноку Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в сознании язычников наступил, когда отец Стефан посрамил главного жреца зырян, Пама. Помните, даже в сказке коми-пермяцкой говорится, что он увильнул от поединка со Стефаном, когда остальные защищали Прокудливую березу. Пам, конечно, противился распространению святой веры по земле пермяков. Жрец вступил в спор со Стефаном.
— У вас, христиан, — говорил Пам, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам.
Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог - один; Всемогущество - одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана.
— Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой.
Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти.
— Вы свидетели, — сказал святитель Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?
— Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей. Его и по нашим обычаям должно казнить.
Но Стефан казнить противника отказался: он был послан Христом не предавать кого-то смерти, а учить. Кили Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не Стефан. Пама изгнали. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и там скончался. Тело его было положено в монастыре "Спаса за стеною" (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.
А Аскын кстати, через год после своего освобождения от беса, родила сына. Мальчика назвали Стефаном. Кроме легенды о миссионерском подвиге святого Стефана народ Коми упрочил память об иеродиаконе еще дважды: в Сыктывкаре его именем названа главная площадь города, а три года назад, 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала было присвоено наименование "гора Святителя Стефана Пермского".
А в избе у березы все жрецы собрались: молодой страж принес дурную весть, мол, идут на Пермь люди из Руси, безоружные, а с собой у них только амулет в виде креста. И никакие стрелы их не берут, все амулет обращает против стрелявших, еле живы остались. Великий колдун их ведет.
Тот, кого зыряне приняли за колдуна, — ростовский инок Стефан, посвятивший свою жизнь миссионерству и проповедничеству среди язычников. Он родился в 1340 году в Усюге, в семье русского причетника Симеона и его жены зырянки Марии, которой в раннем детстве юродивый Прокопий Устюжский предсказал стать матерью просветителя пермяцкого народа. Под влиянием матери маленький Степа быстро выучился читать, а в храме, сопровождая отца на службах, овладел церковным уставом и стал помогать отцу в богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
Под влиянием предсказания, полученного его матерью, еще в молодости Степан поступает в монастырь святого Григория Богослова в Ростове, где принял иночество и его постригли Стефаном. Инок стремился к знаниям, а монастырь славился богатой библиотекой. Стефан желал читать святых отцов в подлиннике, для этого овладел греческим. А когда помогал отцу в храме, он часто общался с зырянами, мог разговаривать на их языке и прекрасно понимал, что те вполне способны воспринимать чужое учение, если его донесут им на родном языке. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений посвятил его в сан иеродиакона. В 1379 году, приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: "Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову". Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Так в возрасте 39 лет иеродиакон Стефан вернулся к зырянам. На самом деле пермяцкая сказка врёт: никаких других монахов Стефан с собой не вел, а просто поселился недалеко от места впадения Северной Двины в Вычегду, стал пахать землю и выращивать овощи. Встретили его, правда, коми действительно враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной.
Что же касается Прокудливой березы, то срубить ее отец Стефан действительно собирался. Во-первых, потому, что она была чуть ли не главным идолом зырян, которых он пришел просвещать, а во-вторых, потому, что чудное творилось со всяким христианином, оказавшимся ненароком под березой. Любой православный, кто засмеется под ней, бы обречен на верную смерть, а смеялся каждый — такова была воля лукавого. Так что уничтожить бесовское дерево нужно было обязательно.
Но вернемся к легенде. Подступы к березе для Стефана закрыли на несколько рядов. Зыряне были готовы обороняться и стрелами, и копьями, а святитель лишь творил молитву. К ночи пора было начинать. Он подошел к дереву один, слыша, как береза вдруг стала стучать голыми ветвями, склоняться, словно прощалась с жизнью. Словно очнулись жрецы. Один из них перекувыркнулся, ударился оземь, и страшным волком оскалил пасть. Но лишь посох, крестом увенчанный, был поднят, как тут же волк пал бездыханным. Другой айка выступает: медведем возвысился. И опять пришелец посох поднимает, и тот уползает еле живой. Третий, изрыгая огонь, гундор-змей летающий. Но от слов «Изыди, сатана!» — увял он. Жрецы преграждали путь Стефану огнем, болотом и скопищем гадов. А Стефан мерно и неостановимо шел к Березе. Со всех концов сбежавшийся народ смотрел на поединок. Пришло время великого кудесника Пама (того самого, что заколдовал непокорную зырянку), тот же, сказав, что их бой будет позже, уплыл на лодке.
— Убей русича, — просила Аскын мужа, — березе защита нужна, она наше спасение.
Мужчина безропотно натянул лук, целясь прямо в грудь Стефану, где крест сияет. Замер народ, а Стефан молитву шепчет. Мгновение… и опустил охотник лук. Стефан взглянул прямо в глаза последнему защитнику и улыбнулся: дети вы неразумные, сердцем чистые. Мужчина безропотно отдал ему свое оружие.
Стук топора вдруг нарушил тишину. И час, и второй рубит дерево монах, а дерево стоит невредимо. Тогда опрыснул Стефан топор свой святою водой, и первый же удар сделал глубокую зарубину. Из раны хлынула кровь.
— Живую плоть крамсаешь, пришелец! – ахнул народ.
Старый ворон захлопал крыльями, пытаясь взлететь, но упал под ноги монаха. А Стефан все рубит и рубит. Его спутники читают молитвы, а жрецы шепчут магические заклинания. С пермячкой же, тем временем, творилось неладное: она умирала, и никто не мог ей помочь.
День рубил святитель дерево, и второй рубил, наступил день третий. Взмолилась береза: «Пожалей меня, Стефан! Не губи, дай пожить под ясным солнышком». Стефан же безжалостно продолжал рубить. Смотрит охотник кругом: сколько пало в беспамятстве людей! А жрецы корчатся: грызет их внутренности березовый сок. К исходу третьего дня упала наземь гигантская береза. Из прогнившего дупла вдруг полезли наружу ящерицы, жабы, невиданные змеи и прочая нечисть. А у головы Аскын, сидела жирная жаба. Это проклятье главного жреца вышло из нее, и муж ее раздавил беса головней из костра.
И тогда ожила зырянка: щеки стали розоветь, глаза заиграли, руки потеплели.
Люди нашли пилы, начали распиливать березу на отдельные части, чтобы сжечь на костре. Молодежь с гиканьем добивала расползающуюся нечисть.
Теперь мог отдохнуть и Стефан:
— Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне, — обратился он к зырянам с проповедью.
На месте Прокудливой березы иеродиакон Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы, а крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили иноку Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в сознании язычников наступил, когда отец Стефан посрамил главного жреца зырян, Пама. Помните, даже в сказке коми-пермяцкой говорится, что он увильнул от поединка со Стефаном, когда остальные защищали Прокудливую березу. Пам, конечно, противился распространению святой веры по земле пермяков. Жрец вступил в спор со Стефаном.
— У вас, христиан, — говорил Пам, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам.
Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог - один; Всемогущество - одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана.
— Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой.
Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти.
— Вы свидетели, — сказал святитель Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?
— Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей. Его и по нашим обычаям должно казнить.
Но Стефан казнить противника отказался: он был послан Христом не предавать кого-то смерти, а учить. Кили Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не Стефан. Пама изгнали. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и там скончался. Тело его было положено в монастыре "Спаса за стеною" (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.
А Аскын кстати, через год после своего освобождения от беса, родила сына. Мальчика назвали Стефаном. Кроме легенды о миссионерском подвиге святого Стефана народ Коми упрочил память об иеродиаконе еще дважды: в Сыктывкаре его именем названа главная площадь города, а три года назад, 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала было присвоено наименование "гора Святителя Стефана Пермского".
@темы: журдом, университи