500 дней лета /(500) Days of Summer/ (2009)
комедия / драма / мелодрама
Режиссер: Марк Уэбб
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Зуи Дешанель, Джеффри Аренд, Хлои Мориц, Мэттью Грэй Габлер и другие.
_____________________
"Это история про парня и девушку... Но предупреждаю сразу: эта история не о любви..." — именно с этих слов голоса за кадром начинается собственно повествование о Томе Хэнсоне (Джозеф Гордон-Левитт) и Саммер Финн (Зуи Дешанель). Хотя нет. Не так. Это 500 дней из жизни простого копирайтера Тома, связанные в его памяти с девушкой Саммер.
Воспоминания — это уровень подсознательного, какие моменты всплывут перед глазами в тот или иной момент, неизвестно. Как раз этот эффект применяет режиссер Марк Уэбб. Он удачно использует флешбэки для создания точного настроения своего героя: Том будто листает пятисостраничную книгу под названием "Саммер" ("Лето"), и останавливается на случайной странице. Получается, что история отношений сочинителя открыток и секретарши открывается зрителю с расставания, когда Том монотонно бьет тарелки у себя на кухне, а его друзья и младшая сестра Рейчел пытаются узнать у него, что произошло.
читать дальше
— Мы должны расстаться. Мы как Сид и Ненси, — сказала Саммер в тот день.
— Сид Вишез из Sex Pistols всадил в Ненси нож 7 раз подряд, я не могу быть Сидом! — запротестовал Том.
— Правильно, я Сид, — ответила девушка и начала преспокойно есть оладьи.
Это был 290 день их знакомства.
Впервые же Том увидел Саммер у себя в офисе на планерке, на третий день они разговорились о группе The Smiths в лифте, потом обсуждали Селинджера, и Том, влюбившийся в девушку с первого взгляда, уже сказал себе, что Саммер — та единственная, с кем он будет счастлив. Сама же Саммер его романтических настроений не разделяла: на вечеринке в караоке-баре она рассказала, что не хочет быть чьей-то, что она сама по себе, не верит в любовь и не настроена на серьезные отношения. Том тогда пообещал ей, что как только она полюбит, она поймет, что не права, что в мире есть предопределенность и обусловленность, судьба наконец. Девушка лишь улыбнулась и предложила каждому остаться при своих мнениях.
Дальше были поцелуи у ксерокса, милые прогулки по Икее, кино, выставки, и Том все явственнее чувствовал, что Саммер для него — больше, чем коллега и друг. Но для нее все было гораздо проще, чем для парня. Непосредственность и обаяние, прямолинейность и оригинальность девушки сводили Тома с ума, но он все время боялся испортить то, что уже есть, даже если были всего лишь поцелуи у ксерокса, прогулки по Икее, кино, выставки... Это первые две сотни дней. Дальше солнце сменяется тучами, и еще три месяца в жизни Тома омрачены неопределенностью: даже переступив черту близости, Саммер считает его лишь другом, а такой расклад его совсем не устраивает. Счастливые эпизоды его жизни перемежаются теми, в которых парень глубоко переживает расставание с любимой. В них он начинает сочинять не валентинки, а похоронные карточки, ругается с начальством и увольняется, пребывает в апатии и не выходит из дома, и наоборот: в депрессивный период вклеивается, к примеру, яркий клип Hall&Oates.
Том вспоминает все, что у него связано с Саммер: то, как он рисовал свой проект города у нее на руке, то, как они играли в весьма оригинальную пикантную игру в парке, как она рассказывала ему о своих серьезных увлечениях... Он и не пытается ее забыть. Мысль, что других девушек на свете не существует, плотно засела у него в голове, и даже друзья не могут ему ничем помочь. Даже красавица Элиссон, согласившаяся ради Тома на "свидание вслепую", скорее выступает в качестве психолога и "жилетки", чем пытается завязать с безутешным парнем близкие отношения.
Теперь, излив душу уже всем, кому только можно, Том боится встречи с Саммер (она как раз уволилась из конторы), ему больно бередить только-только поджившие раны. Но сценарист и режиссер будто бы издеваются над героем. Мотив случайной встречи, любимый многими авторами с самой древности, используется и в этом фильме: Том Хэнсон вновь встречает девушку, оскорбившую его самые нежные чувства, на этот раз - в поезде по пути на свадьбу коллеги. Они снова болтают о мелочах, вспоминают забавные моменты их отношений, и Том снова улыбается, снова счастлив. Он, как мотылек, летит на огонь, совершенно забывая рядом с Саммер Финн об опасности для своего и так еле собранного по осколкам сердца. Она вновь подает ему надежду — зачем? Никто не знает. И сама Саммер не знает. Ей просто захотелось. Она всегда делает только то, что ей хочется. Так и с Томом — а почему он должен стать исключением? Для этого совершенно нет причин.
Через месяц все воздушные замки, возведенные парнем (он, кстати, на архитектора учился), рушатся в одночасье: на вечеринке, которую устраивает девушка, он понимает, что Саммер празднует свою помолвку, а раз так — ему больше нечего делать здесь. Том выходит на улицу, и весь мир становится похож на карандашный рисунок, где фоном выступал летний урбанистический пейзаж. Саммер и город, где они были счастливы. А потом чья-то невидимая рука стирает фон, оставляя героя в одиночестве на сером от грифеля листе. Удручающая картина, не правда ли? Вот и на душе у парня так же.
Хотя, пожалуй, приближающаяся свадьба девушки все же заставляет его действовать: как раз в этот период он уходит с работы, достает старые книги по архитектуре, дорабатывает проект, с которым пробует устроиться в строительном сфере... Саммер выходит замуж. Том ищет работу.
Перед собеседованием, в "пятисотый день лета", парень идет на Анджелес Плаза, свое любимое место. Судьба (или затейливые сценарист с режиссером), в которую он практически перестал верить, снова бросает кости, и на экране вновь появляется Саммер. Уже не та шаловливая выдумщица, которую мы видели в цветных флешбэках, а спокойная, уравновешенная замужняя женщина. Разговор по душам заканчивается тем, что она признает: тогда, в самом начале их знакомства, Том был прав. Есть, есть предопределенность, предназначение кому-то.
— Я читала "Дориана Грея" в кафе, и ко мне подошел парень, спросил про книгу. А теперь этот парень мой муж, — говорит Саммер. Искренняя, легкая манера актерской игры Зуи Дешанель не позволяет осуждать ее, внешность актрисы совсем не подходит для холодной стервы, а потому и стойкой неприязни к героине не возникает. Просто она такая, какая есть, и остается лишь принять ее как данность. А вот трогательному романтичному пареньку, воплощенному на экране Джозефом Гордон-Левиттом, до последнего момента сопереживаешь так, как будто знаком с ним всю жизнь. И, безусловно, хочешь, чтобы в небе над его головой перестали ходить тучи и выглянуло теплое солнце.
И хотя Тому так и остался непонятен характер этой удивительной летней девушки, рядом с которой он совершенно теряет голову, он отпускает ее, чтобы Саммер была счастлива. Счастлива без него (немногие мужчины на это способны!).
"Пятисотый день лета" был средой. Это было 23 мая. Перед собеседованием Том случайно заговаривает со своей конкуренткой, спонтанно предлагает ей выпить кофе, как только оба освободятся, она точно так же неожиданно для себя соглашается. И зовут ее Отэм — абсолютно случайно.
Mumm-Ra и трэк She's Got You High вселяет надежду, легкая мелодия настраивает на хэппи-энд, и кто знает, может быть теперь Лос-Анджелес окрасится для Тома в мягкие осенние цвета.
@настроение:
я ухожу со стихиры, имеет место перенос текстов сюда
@темы:
фильмотека,
пьёт и пишет, поёт, и пляшет, и ворожит