Около ста работ, акварельных и живописных, — так профессор Тюменского Государственного Университета, организатор и бессменный руководитель студенческого научного общества, научной студии-лаборатории при кафедре изобразительного искусства и молодежного объединения при Тюменской организации Союза художников Игорь Щетинин отмечает свое 60-летие в стенах Курганского областного художественного музея. Выставка «Путь», в которой принимают участие кроме Игоря Дмитриевича его супруга и постоянный товарищ в выставочной деятельности Надежда Щетинина, а также их выпускники, открылась в Кургане 28 сентября.
Экспозиция занимает один музейный зал, третий, самый большой, и первым, что бросается в глаза — отсутствие «воздуха» между работами. Искусствовед Любовь Кочарина назвала эту особенность «ковровым покрытием»: работ было настолько много, что экспозиционерам зачатую было жаль «вырывать» одну акварель из серии, да и работ учеников юбиляра тоже хотелось представить побольше, по желанию художника. В итоге решили уповать на «внутренний воздух» каждой картины и акварели.
Начинается «Путь» с двух «Зим», расположенных рядом: первой «Зимы» — Надежды Щетининой, второй — ее мужа. Рисунки совершенно не похожи друг на друга: если у Надежды Александровны преобладают символистские формы, выраженное внимание к деталям, абстракция, то Игорь Дмитриевич предпочитает конкретику образов, работает преимущественно в направлении поэтического реализма: краска будто течет по бумаге, создавая мягкий, нежный, сказочный эффект. Стоит вообще заметить, что работы Игоря Щетинина, представленные в музее, практически полностью позаимствованы из частных коллекций, тогда как акварели его жены — из фондов музея. Работы Надежды вряд ли подходят для дома или офиса: она концептуальный художник, акварели ее уровня просто не вписываются в интерьер. Игорь Дмитриевич же, в отличие от нее, создает в том числе и такие. Живопись Щетинина в отличие от его акварелей цельная, спокойная, мягкая. Среди этих картин, например, его пейзажи, написанные на берегу Иртыша во время недавних пренэров: именно они ценились на выставке в Германии, где Щетинины принимали участие. Воля, небо, речной простор, русские березы — вот что не перестает пользоваться популярностью на европейской арене, вплоть до того, что работы, ввозимые художниками на территорию Германии были признаны на таможне представляющими особую ценность и подлежащими обязательному декларированию.
Однако Щетинина нельзя назвать исключительно интерьерным художником. Среди коллекции его работ важное место выделяется индустриальному пейзажу. Урбанистические мотивы наполняют его акварели «Шлакбаум», «Артерии города», «Подстанция». В какие-то моменты начинает казаться, что акварелист отвергает город, ненавидит его, презирает, буквально как Гоголь и Достоевский: тревога видится в женской фигуре у уличного телефона-автомата («Тревожный звонок»), отчаяние, страх. Блага цивилизации показаны Игорем полузооморфно, слегка пугающе, но тем не менее ярко и яростно выписан желто-оранжевым электрический свет из окон среди ночной тьмы — а значит, здесь есть жизнь, есть надежда.
Полностью противоположны урбанизму другие пейзажи Игоря Щетинина: «Мельница» — мощная, глубокая работа, образ, восходящий к брейгелевскому, символ времени, перемалывающего пространство; «Водопады», воплотившие в себе непокоренную и непреклонную мужскую энергию, хаос, запустение; «Скалы», акварель, привезенная с Байкала, вся, как нерв, энергичная, резкая. Именно «Скалам» по манере исполнения близка серия рисунков «Энергия» (второе название серии — «Раны земли»). Яркие контрастные пятна, будто выдавленные по мелованной бумаге, производят впечатление не то молний, не то зарниц — высверков во время грозы. Эти акварели безусловно одни из самых притягательных во всей экспозиции.
Возвращает зрителя из абстракции в конкретику серия работ Щетинина «Карлаг», написанная во время пленэров в Карагандинской области. Первым впечатлением Игоря и Надежды стала сказка: в рассказах коллегам и друзьям они сравнивали увиденное с романтическим поместьем, обителью привидений. Насчет последних художники не ошиблись: на месте Карагандинского исполнительно-трудового лагеря им предстояло увидеть и детское кладбище, и главное управление филиала ГУЛАГа, и знаменитые Волчьи ворота, окруженные ореолом опасности — через них не раз пытались бежать из Карлага, во мраке ночи срываясь со скал. Надежда Александровна, потрясенная увиденным на экскурсии, не стала даже делать набросков. Игорь Дмитриевич же провел немало времени над серией, но сумел передать и страх, и горе, и ужас, и отчаяние, и некий современный флер романтики, связанный с лагерем.
Ключевым в творчестве Игоря Щетинина является и мотив русского храма. Особенно он выделяется в свежих работах из Тобольска и Переславля.
Отдельный раздел экспозиции представляет нескольких учеников юбиляра, выпускников Тюменского государственного университета, участников российских и международных арт-проектов, достойно продолжающих дело своего преподавателя и уже отличившихся как лауреаты, дипломанты и победители на самых ответственных выставках. Главное – находящихся в постоянном творческом поиске. Игорь Дмитриевич с трепетом поддерживает авторскую индивидуальность своих дипломников. Он с удовольствием помогает ребятам принимать участие в международных студенческих обменных выставках, устраивает поездки на пленэры в другие города. Среди принявших участие в «Пути» интересны работы живописцев Людмилы Семеновой «Прощалки. Масленица», Юлии Логиновой «Домик в деревне», Марии Лаптевой «Тобольский кремль», акварелистки Алены Сенючкиной «Тобольский судоремонтный» и «Тобольский порт», графиков Анастасии Коноваловой «Зарена» и Ирины Бойченко «Ураган» (другое название рисунка — «Маршрут 592»).
Выставка будет представлена зрителям до конца октября.